Рифовые отложения Сарматского моря.
Находящееся в 200 км от Кишинёва село Кобань, согласно последним историческим исследованиям, является наиболее ранее документально отмеченной местностью на территории Республики Молдова — в 1374 г., когда оно называлось Зубреуць. Близ этого села начинается один из самых впечатляющих памятников природы в стране: цепь порогов — образование, характерное для зоны Верхнего Прута и уникальное в Европе явление. Исследователи назвали этот памятник природы цепью коралловых рифов, местные жители называют его «циглэе», а в специальной литературе он упоминается как «toltre» — слово, взятое из польского языка.
«Пороги Прута» или «Toltre» сосредоточены на ограниченной площади, в бассейне малых рек Ларга, Вилия, Лопатник, Драгиште, Раковэц, Чухур и Каменка, вливающихся в среднюю часть Прута. Несмотря на то, что цепь рифов местами значительно раздроблена, она до сих пор является единым организмом, протяжённостью около 200 км. Таким образом, «Пороги Прута» находятся не прямо на берегу Прута, а в бассейне его притоков, в нескольких километрах от левого берега.
Цепи коралловых рифов на севере Молдовы состоят из скелетов кораллов, моллюсков, раковин, водорослей, морских животных и организмов, населявшиx Тортонское и Сарматское тропические моря 10-20 миллионов лет назад. Эти бессарабские рифы имеют то же происхождение, что и великая коралловая цепь Австралии. Различие заключается в том, что австралийская цепь почти полностью находится под водой (её вершины возвышаются на 2-5 метров над уровнем океана), а наши рифы достигают ста метров в высоту и находятся на суше, где можно ими любоваться во всём их великолепии.
В 3 километрах от ручья Каменка находится риф, раздробленный на две части, которые называются «У Края Скалы» и «Большая Скала». В одной из пещер последней находится человеческое жилище палеолитической и мезолитической эры. В её слоях, на глубине более 5 метров, были найдены окаменелые останки животных и каменные орудия труда. На рифе сохранились следы крепости неолитической эры, защищаемой крутыми берегами и земляной насыпью.
Каким бы невероятным это ни казалось, но во всей Европе, от Гибралтарского пролива до Урала, только в Молдове можно наблюдать и исследовать эти таинственные чудеса природы.
Дакийские (дунайские) всадники — объекты поклонения культа, распространённого в римской провинции Дакия. Культ дакийских всадников начал распространяться среди римских солдат вскоре после завоевания Дакии императором Траяном в 106 году н. э. Следы этого культа были также найдены и в таких отдалённых римских провинциях, как Галлия и Британия.
Сохранилось большое чилсло рельефов и драгоценных камней с изображениями дакийских всадников. Из 232 объектов, каталогизированных Дмитрием Тудором (Dumitru Tudor) в 1969-76 гг. 60 были найдены в Дакии, 24 — в Верхней Мёзии, 34 — в Нижней Мёзии, 47 — в Нижней Панонии и 25 — в Верхней. Большинство рельефов, найденных в Дакии, сделаны из мрамора. Было сделано множество копий этих рельефов из свинца. Использование столь дорогого для того времени металла вероятнее всего свидетельствует о магическом предназначении дакийских всадников. Из 40 из 90 сохранившихся свинцовых копий были найдены в Нижней Панонии.
Самые древние рельефы изображают только одного всадника, чей внешний вид оформился под влиянием иконографии фракийсокго всадника. Более поздние памятники изображают двух всадников по обе стороны от богини, чьим главным символическим атрибутом была рыба. Из 31 объекта с одним всадником 18 были найдены в Дакии. Версия с двумя всадниками принадлежит к более позднему периоду и была особенно распространена в III веке н. э., и меньше — в IV веке.
Кроме двух всадников и богини с рыбой иконография фракийских всадников включает в себя различные символы (луна, солнце, звёзды) и изображения животных (баран, пёс, лев, орёл, павлин, ворон, петух, змея и иногда даже бык). Исследователи расходятся во мнениях относительно того, какая именно богиня изображена на рельефах. Есть две версии того, кем могли бы быть всадники. По одной версии это — диоскуры, а по другой — кабиры. Хотя изображение диоскуров в греческой иконографии могло оказать влияние на дакийских всадников, ни одна из гипотез не является достоверной.
Вероятно, что некоторые верования и практики, заимствованные в первую очередь из митраизма, были добавлены к местному дакийскому культу и придали ему характер мистериальной религии. Хотя миф о дакийских всадниках остался неизвестен, можно с уверенностью предположить, что он был основан на верованиях даков, отсутствовавших у фракийцев из региона южного Дуная. Два всадника и богиня вероятнее всего служили для связи между космическими уровнями (небесами, землёй и преисподней).
В мистериях дакийских всадников присутствовали только три уровня инициации: Aries (овен), Miles (воин) и Leo (лев). Первые два уровня находились под влиянием Марса, а высший — под влиянием Солнца. Если интерпретировать многочисленные изображения животных вместе с дакийскими всадниками, то можно предположить, что символизм мистерий представлял собой довольно сложную систему. Надписей на изображениях дунайских всадников очень мало, они короткие (особенно на драгоценных камнях) и часто не поддаются расшифровке. Уровень прошедших инициацию определялся с помощью жетонов и печатей (например, был найден камень с надписью leon).